Клиринг может применяться во взаимоотношениях между компаниями, банками, государствами. По правилам клиринга, любая организация может пользоваться этой услугой. Клиринговой компанией может выступать как частное, так и государственное предприятие, которое предоставляет услуги по сведению контрагентов между собой и вычислению компенсаций. Виды клиринга зависят от деятельности сторон и формы взаимоотношений между ними. Клиринговые операции помогают компаниям сэкономить время и средства на перевозку средств и их хранения. Благодаря электронным системам, стороны быстро получают перевод.Виды клиринга
Существуют такие виды клиринга:
Особенности клиринга и этапы
Клиринг происходит в 4 этапа:
- Сверка договоренностей внутри клиринговой палаты - банк создает ведомость на основе чеков и векселей и передает в клиринговую палату.
- Определение стороны, которая должна перечислить средства - клиринговая палата определяет, какая из сторон является должником, передает данные в центральный банк, а чеки и векселя в банки сторон. Центральный банк сверяет расчеты.
- Выполнение обязательств - центральный банк списывает средства со счетов сторон по правилам соглашения.
Плюсы и минусы клиринга
Клиринг, как и любая финансовая операция, содержит выгоды и недостатки. Среди плюсов клиринга можно отметить: скорость проведения расчетов, отсутствие лишних расходов на хранение и перевозку средств, отсутствие рисков по колебанию цен.
Минусы клиринга следующие: заключение специфических договоров, риск невыполнения обязательств одной из сторон, возможность ошибки в данных расчетов, что может привести к неверной перечисленной сумме.
Риски клиринга и как их избежать
Среди основных клиринговых рисков, от которых могут пострадать участники операций, определяются следующие
- Кредитный клиринговый риск - один из участников может не успеть провести расчет из-за недостаточных средств на счете;
- Системный клиринговый риск - возможность банкротства участника;
- Неликвидный клиринговый риск - один из участников может не успеть перевести активы в денежные средства и не провести оплату контрагенту.
Для снижения рисков клиринга соответствующие организации, а именно клиринговые учреждения, ежедневно проводят мониторинг состояния счетов контрагентов. К клиринговой организации обязательно входит комитет по рискам, который и занимается отслеживанием возможных рисков среди основных показателей участников клирингового соглашения. Также клиринговые учреждения создают фонд, который состоит из взносов контрагентов, благодаря чему сокращают время на расчетный период.