Что такое клиринг. Виды и особенности

Клиринг — это безналичная финансовая операция, которая предусматривает расчет за товар, услугу, ценные бумаги в соответствии с двусторонними обязательствами. То есть, две или более сторон предоставляют друг другу определенные услуги и, вместо того, чтобы отдельно платить за них, рассчитывается разница и перечисляется стороне, которая дала услуг на большую сумму. Итак, что такое клиринг — это обмен услугами.

Клиринг может применяться во взаимоотношениях между компаниями, банками, государствами. По правилам клиринга, любая организация может пользоваться этой услугой. Клиринговой компанией может выступать как частное, так и государственное предприятие, которое предоставляет услуги по сведению контрагентов между собой и вычислению компенсаций.

Виды клиринга

Виды клиринга зависят от деятельности сторон и формы взаимоотношений между ними.

Существуют такие виды клиринга:

  1. Валютный клиринг — форма сотрудничества между странами, предусматривающая отсутствие фактических валютных переводов.
  2. Товарный клиринг — взаиморасчет согласно предоставляемых услуг или товаров между учреждениями.
  3. Простой клиринг — в случае сотрудничества двух сторон, которые рассчитываются по факту проведенной операции в соответствии договоренностей (предоставление конкретной услуги, поставки расходных материалов для изготовления товара).
  4. Многосторонний клиринг — сотрудничество многих предприятий между собой, например, от изготовления товара до его реализации.
  5. Межбанковский клиринг — операции расчетов между банками.
  6. Биржевой клиринг — между юридическими и физическими лицами за ценные бумаги.

Особенности клиринга и этапы

Клиринговые операции помогают компаниям сэкономить время и средства на перевозку средств и их хранения. Благодаря электронным системам, стороны быстро получают перевод.

Клиринг происходит в 4 этапа:

  • Заключение клирингового соглашения — партнеры предоставляют в банк чеки и векселя.

  • Сверка договоренностей внутри клиринговой палаты - банк создает ведомость на основе чеков и векселей и передает в клиринговую палату.
  • Определение стороны, которая должна перечислить средства - клиринговая палата определяет, какая из сторон является должником, передает данные в центральный банк, а чеки и векселя в банки сторон. Центральный банк сверяет расчеты.
  • Выполнение обязательств - центральный банк списывает средства со счетов сторон по правилам соглашения.

Плюсы и минусы клиринга

Клиринг, как и любая финансовая операция, содержит выгоды и недостатки. Среди плюсов клиринга можно отметить: скорость проведения расчетов, отсутствие лишних расходов на хранение и перевозку средств, отсутствие рисков по колебанию цен.

Минусы клиринга следующие: заключение специфических договоров, риск невыполнения обязательств одной из сторон, возможность ошибки в данных расчетов, что может привести к неверной перечисленной сумме.

Риски клиринга и как их избежать

Среди основных клиринговых рисков, от которых могут пострадать участники операций, определяются следующие

- Кредитный клиринговый риск - один из участников может не успеть провести расчет из-за недостаточных средств на счете;

- Системный клиринговый риск - возможность банкротства участника;

- Неликвидный клиринговый риск - один из участников может не успеть перевести активы в денежные средства и не провести оплату контрагенту.

Для снижения рисков клиринга соответствующие организации, а именно клиринговые учреждения, ежедневно проводят мониторинг состояния счетов контрагентов. К клиринговой организации обязательно входит комитет по рискам, который и занимается отслеживанием возможных рисков среди основных показателей участников клирингового соглашения. Также клиринговые учреждения создают фонд, который состоит из взносов контрагентов, благодаря чему сокращают время на расчетный период.