Согласно утвержденному приказу Министерства инфраструктуры Украины от 03.06.2019 года об «Изменениях к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине» ТТН может быть в оцифрованной форме. Генеральный директор Директората цифровой инфраструктуры Министерства инфраструктуры Украины, Фарид Сафаров в своем интервью для delo.ua рассказал о необходимости и этапы диджитализации процесса поставок. «Товарно-транспортная накладная — единый для всех участников транспортного процесса документ, предназначенный для учета товарно-материальных ценностей на пути их перемещения, расчетов за перевозку груза и учета выполненной работы, и является одним из документов, который может использоваться для списания товарно-материальных ценностей , оприходования, складского, оперативного и бухгалтерского учета, может быть составлен в бумажной и/или электронной форме и должен содержать обязательные реквизиты. На бумажные товарно-транспортные накладные в месяц тратится, по разным подсчетам, от 40 до 200 млн листов А4 в месяц. Для бизнеса это означает расходы в 500 млн грн в год (включая расходы на бумагу и пересылку документов). С одной стороны, это затратно, а с другой — совершенно не экологично. Вторая проблема, с которой сталкиваются перевозчики и экспедиторские службы при использовании бумажных ТТН 一 задержки в оплатах за свои услуги. Согласно правилам оформления документов на перевозку грузов, финальный пакет товарно-транспортных накладных должен быть подписан ответственными лицами грузоотправителя, перевозчика (или экспедиторской службы), грузополучателя и передан заказчику (часто это грузоотправитель). К тому же, во время проведения документальных проверок, налоговая служба приглашает наличие ТТН, как обязательного документа, подтверждающего факт оказания услуги по перевозке товаров. В случае отсутствия на предприятии оригиналов ТТН, фискалы ставят под сомнение правильность отражения в бухгалтерском учете расходов предприятия, что влечет за собой штрафные санкции. Соответственно, заказчики не оплачивают услуги по перевозке, пока не получат назад оригиналы документов. Срок доставки подписанных документов зависит от оперативности работы почтовых служб. Распространены случаи потери ТТН, что приводит к повторной пересылке документов и длительных задержек платежей. » — рассказывает Фарид Сафаров. В разрезе проблематики, с которой сталкивается государство при работе компаний с ТТН, в первую очередь, это попытки скрыть нарушение правил перевозки грузов, объясняет Фарид Сафаров: «Основная проблема заключалась в том, что часто, ТТН на одну поставку формировались в двух комплектах, чтобы скрыть нарушение правил перевозки грузов. Происходило это следующим образом: получая груз, перевозчик подписывает ТТН и подтверждает, что принял груз по фактическому объему, например 45 тонн. Но согласно техническим характеристикам его транспортного средства и законодательно допустимым нормам, максимальный тоннаж груза не должен превышать, например, 20 тонн. Поэтому, перевозчик везет с собой два комплекта документов: фиктивный на 20 тонн, на случай проверки инспектором Укртрансбезопасности, и действителен на 45 тонн, для корректности взаиморасчетов за услуги перевозки. При получении груза, грузополучатель подписывает документы на 45 тонн, а фиктивный комплект уничтожается.« После создания рабочей группы при Министерстве инфраструктуры Украины по ряду провайдеров электронного документооборота, началось планирование разработки и масштабирования решения: «7 компаний присоединились к пилоту,»АТС», «Смарттендер», «Документ онлайн «полноценно запустили для своих клиентов электронную ТТН, доработав интеграцию своих систем ЭДО с центральной базовой компонентой е-ТТН. Благодаря им, в период с 19 по 27 декабря 2019 года, бизнес впервые воспользовался сервисом электронной ТТН и проверил полный цикл использования е-ТТН, включая проверку инспектором Укртрансбезопасности. Вторая стадия 一 приказ Мининфраструктуры о порядке подключения и работы системы е-ТТН. Это необходимо для регламентирования взаимодействия систем документооборота, которые подключаются к государственной системе.
Третья стадия 一 работа с подакцизными группам товаров. У нас в планах идут алкогольные напитки, этиловые спирты, хлебобулочные и молочные изделия, древесина и так далее. С Дмитрием Дубилетом мы обсуждали возможность совмещения проекта е-ТТН с е-Акциз для контроля за перемещением акцизных групп товаров, особенно медикаментов, в целях борьбы с контрафактом.
Мы запустили проект в формате пилота, поскольку необходимо оценить и проверить различные способы технического взаимодействия между государством и бизнесом при использовании системы. Второй момент 一 подакцизные группы товаров. Существуют специальные группы товаров, регулируются и регламентируются Министерством инфраструктуры. Формы электронных накладных для этих товаров мы еще будем согласовывать с другими органами власти, чтобы не потерять критически важные данные, благодаря которым проводится анализ и контроль рынка подакцизных товаров, бюджетная политика и так далее. Процесс сложный, но мы действительно много работаем над тем, чтобы учесть все нюансы и наладить бесперебойную работу системы "- делится Фарид Сафаров.
Также Генеральный директор Директората цифровой инфраструктуры Министерства инфраструктуры Украины рассказал, как именно происходил отбор EDI-провайдеров в рабочую группу: "Сначала мы составили список основных украинских IT компаний, предоставляющих услуги электронного документооборота (провайдеры документооборота). Затем совместно с "Институтом аналитики и адвокации" мы начали диалог с целью обсудить видение государства и деталей пилотного проекта. Основа для внедрения новшеств у нас уже была - еще в конце июля Мининфраструктуры внесло изменения в свой приказ, позволив использования электронных товарно-транспортных накладных.
Провайдеры охотно поддержали инициативу Министерства и в течение нескольких месяцев детально и скрупулезно разрабатывали с нами будущий пилот.
Принцип участия в пилотном проекте по внедрению е-ТТН был абсолютно добровольным - к нам присоединились те провайдеры, которые откликнулись на официальное приглашение на сайте Мининфраструктуры. Именно их перечень и указано в распоряжении Кабинета министров Украины ".
Фарид Сафаров отдельно отметил, какие именно цели стоят в ближайший период и что планируется реализовать: "Наша основная цель - протестировать работоспособность е-ТТН, провести как можно больше" живых "пилотных грузоперевозок для различных групп товаров по всей территории Украины и наладить систему в случае возникновения ошибок. По результатам успеваемости пилота, который позволяет использование или электронных или бумажных ТТН, мы сделаем э-ТТН единственным и обязательным документом для осуществления процессов грузоперевозки. Так что время проведения пилота - это переходный период, чтобы бизнес успел подготовиться к полностью цифровым процессам. "
Сейчас провайдер е-документооборота EDIN уже разработал решение э-ТТН и реализовал ряд функционала:
- Интеграция с ЦБД (Централизованная база данных) Министерства инфраструктуры, обмен с другими провайдерами;
- Подписание ЕТТН со стороны всех участников процесса: Токен, MobileID, Облачное подписание. Подтверждение водителем, приемщиком;
- Внутренние и внешние перевозки, создание ТТН от имени отправителя, копирование ЕТТН;
- Обмен ЕТТН и сопроводительными документами с отслеживанием статуса ЕТТН, печатная форма ЕТТН;
- Интеграция с учетными системами с помощью АPI, интеграция с EDI и ЮЗД, аналитика перевозок;
- Управление водителями, личный кабинет водителя, создание водителя для перевозчика. Создание адресов загрузки, выгрузки;
- Заявка на транспортировку, акт выполненных работ, реестр ТТН, акт изменения реквизитов, расходная накладная;
- Акт разногласий, Сведения о грузе, Пломбирование, Акт перегрузки, Акт приема / передачи;
- Создание и приглашение перевозчиков и покупателей к сотрудничеству в сервисе. Самостоятельная регистрация.
Решение ЕТТН гарантирует целостное взаимодействие: от заказа к налоговой накладной, интеграцию с EDI, полной цепочкой поставки в электронном виде. Водитель, грузоотправитель, грузополучатель - все они могут при наличии интернета получить техническую поддержку 24/7 по любым вопросам. Во избежание длительного внедрения в работу, простая интеграция с учетной системой позволяет работать в обычном интерфейсе и оптимизирует работу с документами.