Что такое дебиторская задолженность и как ею управлять

Дебиторская задолженность — это долги компаний, физических лиц или государства перед предприятием. Например, если предприятие оплатило заказанный товар, а исполнитель его не доставил, то он имеет дебиторскую задолженность.

Виды дебиторской задолженности

Существует такая классификация дебиторской задолженности

  1. По способу погашения:

— Товарная — дебиторская задолженность, которая погашается товарами, услугами или работами;

— Денежная — погашается средствами в определенной валюте.

  1. По срокам погашения:

— Нормальная или обычная дебиторская задолженность — если время на уплату долга еще не наступило;

— Сомнительная — сторона не выполнила обязательства в указанные в договоре сроки и не предоставила никаких гарантий на дальнейшее их выполнение;

— Безнадежная — дебиторская задолженность подпадающая под уверенность, что долг не будет возвращен, или по которой истек срок исковой давности.

Чем дебиторская задолженность отличается от кредиторской задолженности

Кредиторская задолженность — это долг компании перед юридическими или физическими лицами. Кредиторская задолженность обязывает компанию предоставить услуги, поставить товар, или выплатить средства контрагенту.

То есть, проще говоря, кредиторская задолженность — это ответственность предприятия перед контрагентами, а дебиторская — ответственность контрагентов перед предприятием. Также к кредиторской задолженности относятся и кредиты.

Например, дебиторская задолженность — это предоплата контрагенту за предоставленные услуги, заем сотруднику, а кредиторская задолженность — это задолженность по кредиту перед банковским учреждением, невыплата контрагенту за предоставленные услуги и др.

Как возникает дебиторская задолженность

Дебиторская задолженность возникает, когда, например, контрагент открывает магазин продовольственных товаров и договаривается с поставщиками о выплате по факту его реализации. В этом случае контрагент имеет дебиторскую задолженность перед предприятием.

Многие компании имеют дебиторскую задолженность. Если контрагенты проверены на надежность, то переживать не нужно. Однако, стоит детально изучать вопрос долгов, чтобы они не стали безнадежными.

Работа с дебиторской задолженностью предполагает

- Предупреждение возникновения долга;

- Обсуждение выплаты долга;

- Принудительное возвращение долга.

Как управлять дебиторской задолженностью

Проверка партнеров

Перед заключением договора с контрагентом важно удостовериться, что у него хорошая репутация, поэтому обязательно нужно проверить его историю сотрудничества с другими компаниями. Нужно подать запрос на актуальный баланс партнера и вычислить следующие коэффициенты:

  1. Коэффициент быстрой ликвидности
  2. Коэффициент текущей ликвидности

Для определения платежеспособности контрагента, необходимо вычислить эти два коэффициента за три даты отчетности. Это позволит понять насколько клиент платежеспособен. А также важно установить правила отсрочки платежей. Например, сроком на год отсрочка не предоставляется, сроком до 2 лет в размере 30%, сроком до 3 лет 50% и более.

Работа с должниками

Для корректной работы с должниками нужно придерживаться следующего алгоритма действий:

- Устное напоминание о задолженности;

- Письменное напоминание о задолженности;

- Предарбитражное письмо;

- Обращение в суд.

Если в первых двух этапах может участвовать категорийный менеджер, который ведет контрагента, то в двух последних исключительно юрист.

Списание невзысканных долгов

В случае, если долг взыскать не удается, его необходимо его списать, или же долг недостаточно большой, и обращаться в суд нет смысла. В этом случае должно быть одно из условий:

- Организация должника ликвидирована, или он признан банкротом;

- Срок исковой давности истек;

- На основе акта государственного органа или постановления суда долг признан безнадежным.

Если долг не удается взыскать, предприятие имеет право его списать на расходы и уменьшить налог на прибыль.