Как экономить малому бизнесу?

как экономить бизнесу

В условиях пандемии остро встал вопрос для представителей малого бизнеса — как экономить на расходах. В первую очередь сверхважно понять какие есть расходы и отдельно проанализировать постоянные и переменные. Если компания начала продавать больше, соответственно и ее переменные расходы также возросли, а значит, в случае с уменьшением переменных расходов, падает и доход. Увеличение переменных затрат и уменьшение дохода также возможно в случае, если закупка меньшего количества сырья дороже опта.

Однако, именно постоянные расходы, которые не изменяются, и являются основной причиной уменьшения доходов. Постоянные расходы — это, например, аренда помещений под склад, магазин, офис, оплата дополнительных сервисов и тд. Поэтому именно постоянные расходы необходимо оптимизировать. Но, в любом случае, сокращать расходы необходимо там, где самые большие расходы. Для этого необходимо разделить все расходы на три категории, например:

  1. Категория 1 — 75% расходов, требующих максимальных сокращений
  2. Категория 2 — 20% расходов, также весомые, но не столь критичны;
  3. Категория 3 — 5% расходов, которые существенно не повлияют на экономию.

Экономия на персонале

Конечно же оптимизировать затраты на людях — это не очень легкое и простое задание, ведь не хочется получить репутацию плохого работодателя и поступить несправедливо. Чтобы остаться честной компанией, сократить расходы на персонале можно следующим образом:

— Сократить рабочий день — часть персонала, который задействован, например, в изготовление определенного количества продукции, можно выводить не в полный день, а на определенное количество часов. Важно, что компания должна заранее предупредить своих сотрудников о таких решениях.

— Сдельно-премиальная оплата — можно подвязать заработную плату в объем работ. Команда, которая работает на изготовление продукции, получает средства в размере соответствующем количестве товаров, а отдел продаж от их реализации.

— Аутсорсинг — передать часть обязанностей или процессов внешним специалистам, которые выполняли работу проектно, а не на постоянной основе;

— Отказ от аренды офиса — перевод сотрудников на удаленную работу поможет существенно сократить расходы на аренду помещения и его обслуживания.

Экономия на кредитах

Часто большая часть расходов - это проценты по кредитам. Решить эту ситуацию поможет кредит на более выгодных условиях с низким ставкам. Для этого необходимо обратиться в банк, обслуживающий компанию, в котором кредитор может согласиться на снижение процентов. Такой прием называется рефинансирование.

Экономия на материальных расходах

Всегда можно найти лучшие условия в работе с поставщиками сырья и материалов для производства продукции, поэтому не нужно переставать искать более выгодные предложения, параллельно ведя переговоры с действительными подрядчиками о скидках или отсрочке платежей.

Также важно проанализировать как происходит производство. Возможно остается много материалов, или для производства будет достаточно и меньшего их количества, или логистику возможно оптимизировать.

Экономия на дополнительных услугах

Важно пересмотреть актуальность дополнительных решений, которые использует компания в своих бизнес-процессах и проанализировать насколько они актуальны и необходимы, и возможно обойтись без них, не нарушая целостность бизнеса.

Часто аренда требует больших затрат, а помещение не используется оптимально. Возможно достаточно будет 1-2 складов для хранения продукции вместо 5-ти. Если помещение нужны для хранения документации, необходимо рассмотреть вариант с переходом на электронный документооборот, который может сэкономить затраты на хранение бумаги.

Получение льгот

Особенно во время карантина бизнес имеет возможность воспользоваться рядом льгот, которые облегчат период кризиса, среди которых:

- Неначисление пени до окончания карантина;

- освобождение от ЕСВ;

- Получение работодателем по частичной безработице для ФЛП;

- уменьшение требований к минимальному размеру уставного капитала банка и др.